Что значит жаннетли болсун

Что означает жаннетли болсун значение и происхождение фразы

Что означает «жаннетли болсун»: значение и происхождение фразы

«Жаннетли болсун» – это фраза, которую вы, возможно, слышали в разговорах или увидели в социальных сетях. Изначально эта фраза происходит из карачаево-балкарского эпоса, где она используется в особом контексте – в момент смерти близкого человека. В переводе означает «пусть станет раем».

В этих словах заложена важная часть карачаево-балкарской культуры – уважение к ушедшим. Желание, чтобы душа покойницы или покойника после смерти находилась в мире благодаря своему вознаграждению, называется «жаннетлеге». Это своего рода благодарение за человеческую участь, включающее в себя молебны, обряды и традиции.

Кроме того, фраза «жаннетли болсун» используется и в обращениях. В карачаево-балкарской культуре обычно говорят «жаннетли болсун» при рукопожатии или прощаясь с родственниками и близкими. Этот обычай символизирует пожелание райской участи и благополучия.

В современном же общении фраза «жаннетли болсун» стала распространяться в разных ситуациях. Используется она для выражения соболезнования в связи со смертью или горем. Также можно прислушаться к истинному значению фразы и пожелать кому-то жизненного райского счастья.

Этический кодекс карачаево-балкарского народа

Обители мира и благополучия

Одним из фундаментальных принципов этого кодекса является понятие «жанынга». Оно означает «мира» и «благополучия» и призывает каждого человека стремиться к тому, чтобы обители, в которых обитают люди, были наполнены миром, гармонией и уважением.

Читайте также:  Что значит полноразмерный размер одежды

Жизнь и ее ценность

Каждая жизнь имеет свою неповторимую ценность. В этом кодексе отражается глубокое уважение к жизни и призыв к ее бережному отношению. Он запрещает насилие и убийство, а также призывает людей всегда помогать и поддерживать друг друга, особенно в трудные моменты. Отмечается, что даже небольшие добрые поступки, такие как улыбка или слова поддержки, могут сделать жизнь светлее и счастливее.

Уход за покойными

Традиции ухода за покойными занимают важное место в этическом кодексе карачаево-балкарского народа. Он учит, что после смерти человека его душа уходит в мир иной и всегда нуждается в нашей заботе и уважении. Все мероприятия и обряды по уходу за покойными строго регулируются этим кодексом и предусматривают проведение заупокойной службы, поминовение и другие формы памяти о ушедших.

Семейные ценности

Семья является фундаментом общества и получает особое внимание в этом этическом кодексе. Важными принципами, которыми должны руководствоваться все члены семьи, являются взаимопонимание, поддержка и уважение. Кодекс призывает учиться уважению к старшим, заботе о младших и умению разрешать конфликты мирным путем.

Сохранение национальной культуры

Один из главных принципов этого кодекса — это призыв к сохранению и развитию национальной культуры карачаево-балкарского народа. Это включает в себя изучение родных языков, традиций и обычаев, а также пропаганду культурных и национальных ценностей.

Ключевые слова Описание
Карачаево-балкарский народ Этнос, живущий на землях Карачаево-Балкарии
Этический кодекс Совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение людей
Жанынга Понятие «мира» и «благополучия»
Уход за покойными Традиции и обряды в связи со смертью и похоронами
Семейные ценности Принципы и нормы, связанные с ролевыми отношениями в семье
Сохранение национальной культуры Уважение и развитие культурных традиций и ценностей народа

КЪАЙГЪЫ СЁЗ — СОБОЛЕЗНОВАНИЕ

Соболезнования: значение и происхождение фразы

Выражение «жаннетли болсун» можно перевести как «светоч пришел». Оно используется, чтобы выразить соболезнования в связи с утратой, смертью кого-либо. В карачаево-балкарском народе традиционно уделяется большое значение покойникам. Они верят в то, что душа умершего отправляется на другой свет, где ждут его предки.

Карачаево-балкарцы верят, что соболезнования и дуа (молитва) помогут умершей душе найти покой в новой жизни. Поэтому, когда кто-то утратил близкого, окружающие обязательно просят Аллаха даровать покой умершему и даровать ему светочи души в мире предков.

Значение соболезнований

Соболезнования являются выражением сострадания и поддержки для тех, кто испытывает горе. Это показывает, что окружающие разделяют их горе и готовы поддержать их в этот трудный период. Соболезнования проявляются через слова, жесты и дуа, в которых просят Аллаха даровать покой умершему и утешение для его близких.

Соболезнования являются важной частью культуры карачаево-балкарцев и демонстрируют уважение к умершему и его близким. Они помогают создать в обители покоя умершего спокойную атмосферу и восстановить равновесие среди его родственников. Времени на соболезнования выделяется много, так как верят, что они имеют силу и помогают умершей душе найти покой и счастье в новой жизни.

Соболезнования становятся особенно значимыми, когда умершим является кто-то из близких или знакомых. В этот момент соседи, друзья, коллеги, одноклассники и многие другие относятся с пониманием и уважением к утрате и предлагают свою поддержку и соболезнования. Это помогает утешить семью и близких и дает им силы истерпеть горе и двигаться вперед.

Соболезнования — это не только показ вежливости и уважения, но и выражение того, что тебе не безразлична утрата у самого человека и что ты готов поддержать его в этот трудный момент. При этом важно проявить искренность и искренне поделиться горем покойников.

Соболевнование актуально во многих ситуациях — когда мы теряем своих близких, когда мы видим горе и страдания других, а также во время различных траурных обрядов или памятных дат. Со словами «жаннетли болсун» мы выражаем свои соболезнования и просим Аллаха даровать покой душе умершего и утешение всем его близким.

Как говорит карачаево-балкарский народ, когда ты утратишь кого-то, будь къалсын — скорбили все, пока Аллахха участие сделал. Тутдуруп къалсын — много скорбил мир и покойник, ал гъала — взял жизнь, назначил смерть, ал багбатар — смиловался, уделил милость умершему перед смертью.

Также важно помнить, что соболезнования не ограничиваются только словами — важны также действия и поддержка. Рассказывайте о покойном, делитесь теплыми воспоминаниями и поддерживайте его близких в их горе. Будьте там, когда им нужно, и оказывайте добрую помощь. Покойной душе это поможет найти светочи и покой в мире предков, а близким — пройти через горе и двигаться дальше в жизни.

Статьи

Статьи

В карачаево-балкарском народе традиционно существует понятие «жаннетли болсун», которое можно перевести как «будь светлым путем». Эта фраза стала частью языка после распространения ислама среди карачаево-балкарского населения.

Сенда киши йолунгу будь – это обращение к другу или близкому человеку с пожеланием светлого пути, добродетелей и благополучия. Жаннетли болсун является более формальной формой обращения, которая применяется в более официальных ситуациях.

Къадар адамны къалсын къутулмайды. Это значит, что каждый человек сам назначит свою судьбу. Жаннетли болсун подразумевает, что каждый человек сам выбирает свой путь, и за свои поступки будет нести ответственность.

Жаннетли болсун — это пожелание счастья и благополучия человеку в своей жизни. Важно помнить, что жизнь полна испытаний и грехов, и даже в смерти есть своя роль. Тейри-творец миров, Юйге в один момент назначит смерть человеку, как и любые другие испытания. Смерть — часть жизни, неотъемлемая от каждой судьбы.

Даже в самые горячие годы жизни, молодые люди задаются вопросом о смысле жизни, о своей участи и месте в обители жизни. Они задаются вопросом о справедливости, о достижении мира и святости. Имя «жаннетли болсун» стало своеобразным мотивом, вечно звучащим из уст молодежи на всех школах и курсах по изучение дастеку, мощному факультету, где родился шафагъатчы. Оно стало фразой на всех языках – буквально и фигурально.

Соболезнование – это не только слово, сказанное когда-то по поводу смерти мамукъа или эшиги, глюку или фанкъаркъэмен смысле фамилий, а и по-доброму, с застенчивой умильностью, возвращающим все на свои места почувствовало горе-скорби благодарность к той устной музыке, что поет тей-ейри.

В краю искусство и культура, духовность и вера достигли такого одухотворения, что услышать слово «жаннетли болсун» по-настоящему можно на горе и на ране, на берегу и в воздухе, на дельвике и в гимназии. Все культурные и духовные насыпы – они связаны именно именем.

В конце представляю вашему вниманию стихотворение «Жаннетли болсун» от поэта Караса Мечиева:

Жаннетли болсун жашауу чыпчыгъы Жаннетли болсун тутдуруп иэ95динэ Жаннетли болсун эйтэечэнэ ялганны555н Жаннетли болсун жашауу чыпчыгъы
Муну Фаиз — все ощупью, И Мукъит Гилязова – все напутю, И Салима Мурзабекова – все ону, Может быть, я ошибся.
Къам пазарда органымыжы, Файкъо – дасткалагъы, Анкъаныркълигъи харыстымыжы, Может быть, я ошибся.
Шуьрку жоматымъыжы, Асмарт радникалагъы, Умукъатымъыжы укънасы, Может быть, я ошибся.
Жыр узурлы оруджылы, Хьада психологлагъы, Къараборлукъ лакъееби, Может быть, я ошибся.
Бьунё лакъгъыз рахмалагъыз, Фикриййавуз Раз Садиора грустно –. Может быть, я ошибся.
Шуьртыт висицюре вятт? Сираэткъа пирем иятт? Ялта бельле спикоят? Может быть, я ошибся.
Сенда киши йолунгу жашауу къыл, Сенда бачей йолунгу орнаны къыл, Сенда акуй йолунгу душманы къыл, Может быть, я ошибся.

Перевод:

Жаннетли болсун Жаннетли болсун Жаннетли болсун Жаннетли болсун
Чтобы все получилось правильно, Чтобы все было успешно, Чтобы все идеально закончилось, Может быть, я ошибся.
Может, я тороплюсь, Может, все идет не так, Может, я ошибся в оценках, Может быть, я ошибся.
Может, я забываю, Может, я в обмороке, Может, я заслужил лучше, Может быть, я ошибся.
Может, испытываю давление, Может, зависим от настроения, Может, у меня неудачник, Может быть, я ошибся.
Прости, пожалуйста, Фикрийявуз Я здесь грустно – Может быть, я ошибся.
Может, ошибаюсь в дороге? Может, ошибаюсь в замысле? Может, ошибаюсь в пути? Может быть, я ошибся.
Чтобы ты прошел свой путь успешно, Чтобы у тебя был светлый путь, Чтобы у тебя были враги, Может быть, я ошибся.

Таким образом, понятие «жаннетли болсун» — это пожелание добра, счастья и успешного пути в жизни. Оно является частью карачаево-балкарской культуры и традиций, переданных от предков. Это пожелание соединяет людей и напоминает им о необходимости выбирать правильный путь и нести ответственность за свои поступки.

Карачаевцы и балкарцы

Несмотря на схожесть языка и некоторые общие культурные черты, балкарцы и карачаевцы имеют свои особенности и этические принципы. Фольклорные традиции этих народов помогут лучше понять их жизнь и культуру.

В истории двух народов было несколько годовых походов, в ходе которых балкарцы и карачаевцы выселялись и пересекали горы Кавказа. На протяжении многих лет между этими народами существовало табула, запрещающая устанавливать контакты после выселения.

Во время переселения народы потеряли свои земли и много родственников. Огромные трудности были связаны с адаптацией к новым условиям жизни. Несмотря на это, балкарцы и карачаевцы продолжали оставаться сильными и стойкими.

Благодаря постепенному смягчению этих ограничений, в настоящее время балкарцы и карачаевцы могут свободно общаться и сотрудничать между собой. Вместе они строят будущее своих народов и разрабатывают программы для сохранения и укрепления своих культурных традиций.

Согласно мифу балкарского фольклора, после смерти человека его душа в течение некоторого времени блуждает в мире между жизнью и смертью. В этот период душе помогает свойственный только балкарцам этический путь, который показывает покойнику путь в заупокойную обитель.

Для балкарцев и карачаевцев светочем на этом пути становится бог Хайтар Хъуэ Укъум — владыка света и мягкого ветра. Он помогает каждому путнику добраться до своей са-бий адамны — обители благодарения.

Важную роль в пути души также играет мифологическая фигура — айланып. Он встречает умершего с загадочными жууукъларына — очень мягкими словами, ведь в это время душа очень уязвима.

На следующий день после похорон, родственники и друзья покойного собираются вместе для проведения специальной церемонии по благодарению и памяти о умершем. Заставшие перед этим ночь вместе очень тесно связываются друг с другом и обмениваются теплыми словами благодарности.

Во время этой церемонии участники читают святые молитвы и делают пожертвования бог Пармыш-Хабзын хэкюэчы — богу защиты и благословения.

Смерть считается важной частью жизни для балкарцев и карачаевцев. Ритуалы обрядов и памяти о умерших являются своего рода мостом между прошлым и настоящим, а также путь к будущему.

Благодаря этим ритуалам народы Карачаево-Черкесии не забывают своих предков и связь со своим прошлым, они шафагъатчы (хранители традиций). Это помогает балкарцам и карачаевцам сохранить свою культуру и передать ее следующему поколению.

Культура и фольклор

Балкарцы и карачаевцы обладают богатым культурным наследием. Их фольклорные традиции включают в себя мифы, легенды, песни, танцы и обряды.

Одной из характерных черт балкарской культуры является многолетний период жатхан (толкование снов). Он играл и продолжает играть важную роль в жизни балкарцев.

Мифология балкарцев богата различными персонажами, включая героев и ведьм, злых духов и защитников. Каждый из них имеет свою роль и значение в балкарской культуре.

Традиции карачаевцев также берут свое начало в далеком прошлом. В культуре карачаевцев особое место занимает мамукъ — праздник женской красоты и яркости.

Многие обычаи и обряды, связанные с рождением, браком и смертью, сохранились у этих народов до наших дней.

Сохранение традиций

Несмотря на трудности и перемены в жизни, балкарцы и карачаевцы стремятся сохранить и передать свою культуру следующим поколениям.

В современной Кабардино-Балкарии существует много организаций и учреждений, занимающихся сохранением и развитием культурных традиций.

Нацентры, клубы, танцевальные коллективы активно работают над привлечением молодежи к изучению и сохранению своего культурного наследия.

В балкарском и карачаевском языке взглянет любой гость. Они восхищают своей созвучностью и музыкальностью.

Раскрывая тайны своей культуры, балкарцы и карачаевцы показывают нам свой путь к райским садам и примиряют созерцателя с самой своей участью. Пусть же бог им дарует семена, чтобы благые почвы их труда приносили им по праву достойные плоды!

Видео:

ИСТОРИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА | ТЮРКСКИЙ МИР | PODCAST 12

ИСТОРИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА | ТЮРКСКИЙ МИР | PODCAST 12 by Hollywood Film Academy®️ 38,869 views 1 year ago 1 hour, 5 minutes

Оцените статью